Закрытие границы с Польшей ударило по логистике: рост цен, задержки и перегрузки на складах
Ситуация на границе с Польшей привела к резкому усложнению логистических маршрутов для белорусских и международных компаний. По данным специалистов STALOGISTIC, ограничение движения через польское направление не только увеличило сроки доставки, но и значительно повысило стоимость перевозок, передает myfin.by.
Ранее значительная часть импортных поставок шла именно через Польшу, однако после закрытия этого направления грузоотправителям приходится перенаправлять транспорт через Литву и Латвию. Но эти маршруты не являются полноценной альтернативой: каждая из стран имеет собственные правила, касающиеся отдельных категорий товаров и пакета документов. В результате часть грузов вовсе не может следовать этим путем.
Сложности усугубляются и техническими ограничениями. Транспорт с польской регистрацией не пропускается через литовскую и латвийскую границы. Это вынуждает компании организовывать перегрузку и искать новых перевозчиков — либо прибалтийских, либо других стран. При этом на рынке ощущается нехватка свободных автомобилей.
Поиск и подача нового транспорта, перегрузка товаров и переориентация маршрута требуют минимум двух–трех дополнительных дней. И это без учета времени на пересечение границы, где очереди только увеличиваются.
Финансовая нагрузка на участников рынка выросла заметно. Если раньше доставка через Польшу обходилась дешевле, то сейчас перенаправление через Литву или Латвию увеличивает расходы минимум на 1 000 евро. В ряде случаев дополнительные издержки достигают 2 500 евро.
Многие компании не готовы нести такие затраты. Поэтому грузы, которые уже находятся в пути, зачастую выгружают на складах в Польше до прояснения ситуации. Далее каждое предприятие принимает решение самостоятельно: ждать разрешения конфликта или искать альтернативные маршруты с повышенными расходами.
Не меньше проблем возникло и у экспортеров. Товары из стран СНГ и Китая, следующие в Европейский союз, оказались заблокированы. На территории транспортно-логистического центра в Бресте часть автомобилей сейчас простаивает, так как оформить транзит через закрытые польские пункты невозможно.
Водители и компании вынуждены нести дополнительные расходы на ежедневное пребывание транспорта на территории ТЛЦ. Простои увеличивают себестоимость перевозок и влияют на конечную цену экспортных товаров.
Эксперты подчеркивают, что для экспортных грузов на текущем этапе более надежным решением становится выбор маршрутов через Литву и Латвию. Однако и здесь доставка обходится дороже, а сроки все равно остаются увеличенными.