OFAC выдало «Белавиа» лицензию на сделки с США: новые возможности и сохраняющиеся ограничения
После более чем 15 лет санкций в отношении Беларуси произошёл заметный сдвиг: 1 сентября 2025 года Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) выдало «Белавиа» Генеральную лицензию № 11. Подписанный директором ведомства Брэдли Т. Смитом документ вступил в силу 11 сентября.
Теперь граждане США и американские компании могут заключать сделки с «Белавиа» и её дочерними структурами, где у перевозчика не менее 50 % акций. Это открывает широкие возможности для обслуживания самолётов, закупки деталей, проведения расчётов в долларах и привлечения сервисных компаний из США.
Юрист Сергей Белявский, директор компании «Экономические споры» и медиатор при БелТПП, в комментарии отметил: «Теперь разрешены почти все операции, которые ранее находились под запретом. Это серьёзный шаг для компании, её поставщиков и партнёров».
Лицензия носит общий характер: она автоматически разрешает определённые виды сделок без необходимости получать отдельное согласование. По сути, речь идёт о снятии ограничений на новые и текущие транзакции.
Главные положения документа:
Несмотря на «зелёный свет» в США, европейское воздушное пространство для белорусских авиакомпаний остаётся закрытым. С 2021 года действует запрет Совета ЕС на использование авиапространства и оказание услуг лизинга, поставку самолётов и запчастей. Эти санкции остаются неизменными и американская лицензия на них не влияет.
«Даже если в США открываются возможности для транзакций и поставок, в ЕС ситуация остаётся прежней», — подчеркнул Белявский.
Для белорусской финансовой системы лицензия стала важным сигналом. Ранее даже стандартные платежи с участием «Белавиа» могли блокироваться международными банками. Теперь белорусские и региональные банки получили инструмент для законного проведения транзакций.
Благодаря ссылке на Генеральную лицензию № 11 расчёты через SWIFT стали проще, а платежи проходят быстрее. Однако остаются действующими правила экспортного контроля США — ITAR и EAR, поэтому проверки контрагентов продолжают оставаться обязательными.
Для «Белавиа» открылась возможность закупки запчастей в США, оплаты ремонта и обслуживания, привлечения американских страховщиков и лизинговых компаний. Однако возвращение на рынок ЕС пока исключено.
Авиационные эксперты подчёркивают, что ключевое значение лицензии — в технической поддержке парка самолётов Boeing и возможности проводить расчёты в долларах США. Это укрепляет позиции авиакомпании на внутреннем рынке и в странах, где действуют менее жёсткие санкционные режимы.
Генеральная лицензия № 11 снимает значительную часть ограничений для сделок с США, однако не означает выхода «Белавиа» из санкционных списков и не гарантирует возвращения в Европу.
Для бизнеса это означает, что открываются новые каналы для обслуживания, закупок и расчётов в долларах, но сохраняется необходимость учитывать параллельные санкционные режимы и ограничения в ЕС.
Таким образом, «Белавиа» получила пространство для манёвра, но глобальная ситуация вокруг санкций в отношении Беларуси остаётся прежней: рынок США приоткрыт, Европа — закрыта.