Православные верующие отмечают Преображение Господне: богослужения и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне, одно из двенадцати великих православных праздников, посвящено евангельскому эпизоду, когда Иисус вместе с учениками взошёл на гору Фавор и предстал перед ними в преображённом виде. В Евангелии говорится: «И преобразился перед ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет». В тот момент, как сообщает текст Евангелия, явление сопровождалось озарением облака и словами: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте».
Праздник соединяет богослужебный и аграрно-народный пласты. В православной практике Преображение сопровождается освящением плодов нового урожая — в первую очередь яблок. В народной традиции этот обычай получил название Яблочного Спаса (также Спас «на горе», второй Спас), плоды не употреблялись до их освящения в церкви. По сложившимся обычаям освящённые яблоки иногда несли на кладбище и клали на могилы родственников.
Народная символика и приметы, связанные с праздником, отражают сезонные изменения и укоренившиеся сельские обычаи. Среди устойчивых выражений записаны поговорки: «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Со Спасо-Преображения — погода преображается», «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас». День также называют Осенинами; с этого времени ночи становятся прохладнее, фиксируется отлёт аистов, что в народной примете соотносится с характером предстоящей зимы.
Современные богослужения и церковные обряды сохраняют центральную роль Преображения в духовной жизни верующих, а сопутствующие народные практики отражают связь религиозного календаря с аграрным циклом и культурной памятью общества.